# echo off (

23 апреля 2015

Аграрная партия России направила Обращение к Председателю Правительства РФ Д.А. МЕДВЕДЕВУ.

)
Аграрная партия России направила Обращение к Председателю Правительства РФ Д.А. МЕДВЕДЕВУ.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

На заседании Государственного совета, состоявшегося 7 апреля 2015 года, рассматривался комплекс мер по созданию благоприятной среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России для развития малого и среднего предпринимательства, формирующего экономические основы государства. Однако, вопросам развития малого бизнеса в АПК, к сожалению, не было уделено должного внимания.

Малый бизнес в сельском хозяйстве, представленный предприятиями различных организационно правовых форм, таких как КФХ, ИП, СПК, ООО, и другие, является основой аграрной экономики страны. На его долю вместе с микропредприятиями и хозяйствами населения (ЛПХ), приходится свыше 62% производства отечественного продовольствия.

Считаем, что задачи развития аграрной экономики должны предусматривать стимулирование перехода микропредприятий в разряд малого и среднего бизнеса, а хозяйств населения в крестьянские (фермерские) хозяйства. Преимущественное развитие данного сектора позволит решить вопрос продовольственной безопасности, а также сохранить территориальную целостность страны за счет комплексного развития сельских территорий.

К сожалению, сегодня имеет место тенденция уменьшения количества малых предприятий в аграрной сфере. С 2012 года по настоящее время количество крестьянских (фермерских) хозяйств уменьшилось с 308 тысяч до 216 тысяч.

Основные факторами снижения количества субъектов малого бизнеса в аграрном комплексе являются следующие:

- недоступность средств государственной поддержки, при низком уровне субсидирования постоянно растущих затрат;

- недоступность кредитных ресурсов, высокие процентные ставки и неэффективность механизма субсидирования;

- трудности со сбытом сельхозпродукции;

- сильный административный прессинг со стороны контролирующих органов, неправомерно жесткие требования и предписания, которые являются трудно выполнимыми для субъектов малого бизнеса;

Несвязанная государственная поддержка на 1 га

По итогам 2014 года субсидии на га получили 32 925 крестьянских хозяйств, что составляет 14% от общего количества зарегистрированных КФХ или 30% от тех, кто подал заявки на субсидирование. Столь низкий процент объясняется установлением в субъектах РФ избыточных требований, искусственно ограничивающих круг получателей несвязанной поддержки. В частности, от фермера требуют справки об увеличении заработной платы занятых работников, проведении агрохимических мероприятий и внесении удобрений, покупки только кондиционных семян, отсутствие фактов сжигания стерни, проведении агрономического и экологического исследования почвы, наличие задолженности по налогам, даже если это 50 копеек и т.д.

Данные действия региональных властей ставят малый агробизнес в заведомо неравные условия с крупными предприятиями, имеющими большой штат обслуживающего персонала.

Просим рассмотреть вопрос об упрощении требований по документообороту при оформлении субсидий на погектарную поддержку малыми сельхозтоваропроизводителями за счет установления единого порядка и введения запрета на дополнительные связывающие условия на региональном уровне.

Кредитование малого агробизнеса

В настоящее время малый агробизнес кредитуется по остаточному принципу. В условиях дефицита средств в коммерческих банках кредитование малых предпринимателей в АПК, которые являются диверсифицированным сегментом аграрной экономики, практически замерло.

С одной стороны, банки не торопятся выдавать ресурсы, предпочитая месяцами согласовывать заявки и выставлять требования по троекратному залогу. С другой стороны, предприниматели боятся брать кредиты, поскольку процентная ставка изначально высока, а субсидирование процентов происходит со значительной задержкой, которая может доходить до 9 месяцев.

Кроме того, фермерам трудно добиться равноправия в вопросах субсидирования процентной ставки, особенно по инвестиционным кредитам. В случае, если размер инвестиционного кредита меньше 10 млн. рублей, КФХ получить субсидию не могут.

Просим дать поручение разработать финансовые инструменты, улучшающие доступ к кредитованию сельских предпринимателей.

С этой целью предлагаем:

1) Ввести прямое субсидирование процентной ставки ЦБ РФ или коммерческим банкам с тем, чтобы сельхозтоваропроизводители получали кредиты сразу по эффективной ставке, ограничив при этом маржу коммерческих банков 3 процентами.

2) Установить квоту на кредитование малого бизнеса в соответствии с долей производимой продукции.

3) Разработать инструмент кредитования, в рамках которого ЦБ РФ предоставит коммерческим банкам дешевые связанные ресурсы на кредитование малого бизнеса в АПК под гарантию Агентства кредитных гарантий.

4) Разделить функцию кредитования малого и микробизнеса между банками и микрофинансовыми организациями, представленными сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами.

5) Учредить государственную страховую компанию, заинтересованную в гарантированном компенсационном страховании сельхозтоваропроизводителей от потерь урожая при природных катаклизмах. Это значительно снизит коммерческие риски сельских предпринимателей и повысит мотивацию коммерческих банков в кредитовании малого бизнеса в АПК.

Сбыт продукции

Неразвитость инфраструктуры сбыта вынуждает малый агробизнес реализовывать произведенную продукцию перекупщикам по низким ценам. В результате предприниматель не получает уровня рентабельности, необходимого для ведения расширенного производства и развития предприятия.

Для вывода продукции малого агробизнеса на рынок необходимо выстроить систему ее движения от поля до прилавка через организацию на муниципальном уровне инфраструктуры хранения, подработки, переработки, и фасовки сельхозпродукции. Это можно сделать с помощью потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Развитие подобной инфраструктуры, в конечном счете, позволит повысить доходность малых сельхозпроизводителей и одновременно снизить цену на продукты питания для конечных потребителей.

При отсутствии такой инфраструктуры, создаваемые с участием средств государственной поддержки оптово-распределительные центры (ОРЦ) не будут выполнять возложенные на них функции по улучшению доступа к рынкам сбыта субъектов малого бизнеса, окажутся незаполненными отечественной продукцией и будут вынуждены торговать импортом, дабы окупить свои издержки. Негативным в данном случае является пример Агропромпарка, созданного в Казани (АПП), где интересы крупного коммерческого бизнеса пошли в разрез с интересами малых форм хозяйствования (фермерских хозяйств, крестьянских подворий, сельскохозяйственных потребительских кооперативов). В результате АПП был акционирован, а доступ малых форм хозяйствования ограничен, в связи с высокой арендной платой.

Предлагаем государственные средства, выделенные в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на создание крупных ОРЦ перераспределить на создание муниципальных логистических центров с организационно-правовой формой «сельскохозяйственные потребительские кооперативы», а реализацию проектов по строительству крупных региональных и межрегиональных оптово-распределительных центров с участием средств господдержки начать в тех субъектах РФ, где выстроена система муниципальных логистических центров.

Также в целях улучшения доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта, просим решить вопрос по упрощенной процедуре выделения площадок (земель) под строительство небольших нестационарных торговых объектов для малых производителей. Данное решение позволит вывести фермерскую продукцию на прилавки и обеспечить население продукцией по более низким ценам.

Административные барьеры

Развитие малого бизнеса на селе тормозится наличием бюрократических барьеров, связанных с излишними требованиями, проверками, предписаниями. Среди них:

- требования по установлению тахографов на транспортные средства сельхозтоваропроизводителей категории автомобилей Н2 и Н3, вступившие в силу 01.04.2015, которые в канун посевной вынуждают сельхозтоваро-производителям расходовать значительные суммы на оснащение тахографами, а не на приобретение семян и удобрений. Необходимо срочно отменить данное требование;

- обязательная сертификация продукции, введенная на основании регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» №880, значительно ухудшающая финансовое состояние малых сельхозтоваропроизводителей (ХАСПП);

- ужесточенние в связи с АЧС ветеринарных норм для предприятий-свиноводов, которые являются по сути запретительными, не соответствующими международным нормам и вымывающими малый бизнес из данной отрасли сельского хозяйства;

-требование технического регламента по забою скота при отсутствии инфраструктуры мини-боен.

Тревогу фермеров вызывает возможное принятие изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части ограничения предельных сроков эксплуатации транспортных средств), предусматривающих введение запрета на эксплуатацию грузового транспорта старше 15-25 лет.

Кроме того, в 2015 году закончились льготы малым предпринимателям по страховым взносам в ПФР, в фонд социального страхования, фонд ОМС. Отмена льгот значительно увеличит затратную нагрузку, которая зачастую для малых предприятий оказывается непосильной.

Просим рассмотреть вопрос о снятии необоснованных административных барьеров, требований, предписаний и освобождении сельскохозяйственных предпринимателей от проверок на 3 года, а также отсрочке введения вышеуказанных регламентов на 3-5 лет.

Аграрная партия России готова совместно с Министерством сельского хозяйства РФ и другими заинтересованными министерствами, Ассоциацией крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Союзом сельских кредитных кооперативов, принять участие в разработке соответствующего инструментария.

С уважением,

Председатель

Всероссийской политической Партии

Аграрная партия России О.В. Башмачникова

По информации АКФХ Тульской области.