# echo off (

22 июля 2014

Директор филиала ОАО «Газэнергосервис»-завод «РТО» С.В.Зябрев: Программа по импортозамещению не сможет обойти стороной гражданский сектор машиностроения

)
Директор филиала ОАО «Газэнергосервис»-завод «РТО» С.В.Зябрев: Программа по импортозамещению не сможет обойти стороной гражданский сектор машиностроения

Филиал ОАО «Газэнергосервис»-завод «РТО», расположенный в Щекино, в 2013 году продемонстрировал 50-процентный рост производства по сравнению с предыдущим годом. 2014-й также не назовешь застойным. Как говорит директор завода С. В. Зябрев, 10-процентный рост гарантирован. При этом Сергей Викторович называет несколько факторов, которые позволяют заводу сохранять за собой статус высокорентабельного и высокотехнологичного производства. Прежде всего, это планомерная, отвечающая принципу необходимости и достаточности реконструкция предприятия. Второе и не менее важное – кооперационное взаимодействие завода с другими предприятиями внутри холдинга, что позволяет предприятию придерживаться специализации. Третье: целенаправленная кадровая политика. Все эти факторы порождают четвертое и главное: выпуск высококачественной, рентабельной продукции, которая занимает достойные позиции на внутреннем и внешнем рынках и, что закономерно, постепенно теснит конкурентов.

При этом нужно учесть, что основная продукция завода – не первичные переделы сырья, а изготовление высокотехнологичных изделий – турбинных рабочих лопаток и зубчатых передач для газоперекачивающих агрегатов. Некоторое представление о сложности процесса дают, например, такие цифры: для производства лопатки требуется выполнить около 50-и операций, обеспечив точность до 2-3-х соток по профилю. В прошлом году мы уже публиковали подробный рассказ о производстве в РТО. Но завод – динамично развивающееся предприятие, и за это время здесь произошли существенные изменения. Об этом мы и попросили рассказать директора.

- Сергей Викторович, одна из главных задач заводской администрации и руководства холдинга – реконструкция. Какие были предприняты в этом направлении шаги за последнее время?

- Оборудование, которое мы сегодня осваиваем, коренным образом улучшит некоторые базовые техпроцессы. Для примера назову два агрегата: профилешлифовальный станок из Германии. А также итальянский  зубошлифовальный станок. Специалисты из Германии и Италии в настоящее время занимаются наладкой агрегатов.

Что нам дает это оборудование? У лопаток наиболее ответственный узел – хвостовик, или замковая часть, к которой предъявляются повышенные требования по чистоте и точности изготовления. До последнего времени изготавливались они на фрезерных двухшпиндельных  станках. А главная сложность – в изготовлении рабочих фрез для этих станков. Можете себе представить, какие предъявляются требования к инструменту, если припуск по готовому изделию 2-3 сотки. Люди, которые могут сделать такой инструмент, что называется, на вес золота. Мы пробовали заказывать специализированные фрезы на других заводах, в том числе за рубежом. Ни у кого ничего не выходило. А поэтому мы традиционно делали ставку на свое инструментальное производство и на ту рабочую элиту, которая могла творить чудеса. На нашем заводе было всего двое шлифовщиков, если не считать ученика, которые могли изготавливать соответствующие фрезы. И вот один из них недавно ушел на пенсию. Проблема давно назревавшая. И решить ее потребовалось радикально: поменяв технологию производства. Было закуплено новое оборудование. Отныне то, что раньше делалось руками с помощью интуиции и мастерства, будет выполнять немецкий станок с ЧПУ фирмы Elb-Schliff. Наиболее важный узел агрегата – большой шлифовальный круг, который заправляется алмазным роликом. Ролик изготовлен по профилю хвостовика. Для разных профилей будут применяться различные алмазные ролики. Станок при помощи специальных датчиков позволяет контролировать в процессе обработки размеры шлифовального круга и вводить поправки. Этим можно добиться как высокой чистоты поверхности, так и точности при шлифовке. Применяя такое оборудование, мы планируем повысить производительность в 1,5 раза и почти к нулю свести брак.

И второй станок – итальянский – зубошлифовальный. До настоящего времени зубчатые передачи изготавливались фрезерованием, долблением – по технологиям, которые не менялись многие десятилетия. Все это не позволяло достичь требуемой чистоты поверхности. На некоторых изделиях после нарезания зуба проходит термообработка, азотирование. В результате появляются искажения, которые уже нельзя исправить. Новый станок, напротив, позволяет дорабатывать зуб после термообработки, чтобы исправить ошибки.

На таком оборудовании мы сможем изготавливать весь ремонтный комплект для газоперекачивающих агрегатов, в том числе сложные промвалы.

Наши заказчики уже оценили новые возможности завода – на весь 2015 год мы обеспечены заказами на изготовление зубчатых передач.

Кроме того, можно отметить еще установку ионного азотирования, которая значительно ускорит процесс азотирования. Этот агрегат также в процессе установки.

- Кто инвестирует приобретение нового оборудования?

- У нашего холдинга существует долгосрочная инвестиционная программа. Она согласовывается с производствами и утверждается. И в ее рамках мы каждый год получаем новое оборудование. Завод неуклонно реконструируется.

- Меняется ли линейка ваших изделий, появляется ли что-то новое?

- Не так давно освоили производство турбинных лопаток для судовых двигателей. Кроме того, завершается освоение лопаток из титановых сплавов. Первая партия должна в скором времени отправиться в Самару на испытание.

- Вы коснулись проблемы кадров. Можно ли внедрением нового автоматизированного оборудования решить ее кардинально?

- Кардинально не решить. Новое оборудование требует переориентации на другие важные и более квалифицированные кадры. Все больше требуются грамотные наладчики и программисты. Но при этом от универсальных станков тоже до конца уйти не удастся – например, на инструментальном участке или механосборочном. И здесь в подготовке кадров нам существенно помогает Щекинский политехнический колледж. Уже не первый год мы практикуем совместное обучение рабочим специальностям. Обучение проводится в течение 3 лет, из которых половина времени – в колледже, половина – в цехах за станками. Завод выплачивает ученикам стипендию 7,5 тысячи и еще сдельную зарплату, которую ученик заработает на станке.

- Но ведь это самое настоящее дуальное обучение, за которое сегодня ратует наше региональное министерство промышленности. Вероятно, им нет нужды ехать перенимать опыт на запад, можно обратиться на завод РТО. Еще одна актуальная тема, которая так или иначе коснулась некоторых производств Тульской области. Война на Украине и угрозы санкций со стороны Запада. Могут ли эти факторы отрицательно отразиться на вашем заводе?

- Газоперекачивающие агрегаты, построенные еще в советские времена, будут продолжать работать, а значит, будут требоваться их плановые ремонты. Мы специализируемся именно в этом секторе. И мы, не сворачиваем, а, как я уже говорил, расширяем производство. В частности, два года назад начали осваивать лопатки для судовых турбин, которые традиционно поставлялись с Украины. Программа по импортозамещению не сможет обойти стороной гражданский сектор машиностроения. Все в принципе поправимо, современная российская промышленность готова к этому.


Сегодня филиал ОАО «Газэнергосервис» - завод «РТО» предлагает: подогреватели газа, котлы стальные водогрейные автоматизированные, запчасти для ТВД, ТНД, ОК ГПА, изготовление режущего инструмента.

Кроме того, завод осуществляет ремонт электротехнического и нестандартизированного оборудования.

Более подробно о предприятии вы можете узнать на его официальном сайте: http://www.zavod-rto.su/