# echo off (

02 декабря 2014

Тула: вчера, сегодня, завтра. Беседа с заместителем главы администрации Тулы по финансовой, экономической и промышленной политике И. И. Беспаловым.

)
Тула: вчера, сегодня, завтра. Беседа с заместителем главы администрации Тулы по финансовой, экономической и промышленной политике И. И. Беспаловым.

– Илья Ильич, судя по наметившемуся курсу, Тула давно и уверенно опережает среднероссийские показатели по темпам роста. В этом году еще значительнее, чем в прошлом. В чем причина?

– Последние два года предприятия ОПК резко увеличили свои заказы, что не замедлило сказаться на общих показателях. Сегодня в обрабатывающих производствах доля машиностроения – 45%, металлургии – 25 %, пищевки – 17. Говоря о машиностроении, прежде всего, имеется в виду оборонка. Темпы роста в среднем по тульскому машиностроению составляют 145%, а в целом по обрабатывающим производствам 131%. Это очень прилично в общероссийском масштабе. Надо отдать должное и металлургам, у них  в среднем 109%: «подрос» чугун, феррованадий. У пищевиков рост значительный – в среднем на 160 процентов. Но есть среди них настоящие рекордсмены, например, мороженщики: в этом году они произвелипродукции в 4 раза больше. Очень хорошие показатели у мукомолов.

У крупных и средних предприятийна круг прибыль поднялась в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. В основном, конечно, прирост дает оборонка.Положительная динамика наблюдается и в металлургии, но здесь сказалась девальвация национальной валюты, которая увеличила экспортную выручку. Это среднесрочное преимущество, и оно, скорее всего, нивелируется дальнейшим ростом собственных издержек.

– Ожидаете падения инвестиционного интереса к Туле, к России вообще? Инвестор ведь работает здесь в рублях, ипри выводе средств за границу будет получать долларов все меньше и меньше. Кому интересна такая перспектива?

– Девальвированная национальная валюта, конечно, снижает внутреннюю стоимость экономики, когда иностранному инвестору трудно спрогнозировать свои доходы. Но если инвестор не портфельный, у негодолгосрочныепланы,уже оформлены контракты, есть уверенность в завтрашнем дне, то его планам ничто не может помешать. В новом году в Туле будут реализованы три проекта. Это производство кетчупов и супов «Юнилевер-Русь» стоимостью 2 млрд рублей, сталелитейное производство «Тулачерметсталь» и сборочное производство на «Сплаве». Тулачерметсталь уже запрашивает мощности по газу.Все три проекта создадут 5 тысяч новых рабочих мест. А это, считайте, дополнительные налоги, зарплата, занятость. Для муниципального бюджета это очень важно, ведь более половины доходов местной казны – это налог на доходы физических лиц.

– Обращаясь к теме доходов местного бюджета, хочется упомянуть еще один налог, который пока составляет единицы процентов. Но вскоре, возможно, вырастет в разы. Я говорю о налоге на имущество граждан, который, как поговаривают, с 2016 года будет рассчитываться по кадастровой стоимости. При этом в прогнозе на 2017 год не отражено увеличение поступлений в бюджет от этого налога.Нет уверенности, что примут новый закон?

– Прогноз по поступлению налогов делает налоговая служба. Просто когда формировался бюджет, закон еще не был принят. В настоящий момент нормативный документ в Тульской области вступил в законную силу. Следовательно, прогноз поступления обязательно пересчитаем. Но новый налог будет вводиться постепенно, каждый год по 20 %, чтобы было безболезненно.  Поэтому резкого скачка поступлений в бюджет не будет.

– Людям обычно свойственно скептически оценивать действительность, особенно тулякам. Мы всегда принижаем хорошие начинания в городе, подтруниваем, вечно всем недовольны. А на самом деле прибыль тульских предприятий растет, работа есть, средние зарплаты неплохие, строятся новые производства. Интересно, а как выглядит Тула по сравнению с другими областными центрами?

– Мы лидеры в ЦФО по отдельным важным показателям. Вы знаете, что бюджет состоит из собственных доходов (тех, которые Тула зарабатывает сама) и безвозмездных доходов (то, что перечисляется из области и федерального центра). Так вот, по доле собственных доходов в общем бюджете Тула заняла 1 место в ЦФО. Иными словами, у нас самый автономный бюджет, мы меньше всего зависим от внешних источников финансирования.

– А разве это хорошо?Не лучше ли получать многоразных дотаций, субсидий, субвенций?

- Конечно, лучше, но и наш случай надо рассматривать как благо. Еще неизвестно, будут или нет безвозмездные вливания из бюджетов сверху, а город развивается. Привычка рассчитывать на постоянную помощь извне может плохо кончиться, если помощь однажды вдруг не придет.

По собственным доходам бюджета на душу населения мы занимаем второе место, уступая Калуге. По общим доходам на душу населения – 3 место (17 тысяч руб), уступая Ярославлю (19 тысяч руб)и Калуге (18). Для сравнения, на последнем месте в ЦФО Брянск, у него доходы на душу населения 9 тысяч.

Действительно, многие граждане привыкли считать, что есть такие богатые города как Липецк, Белгород, которые нам не чета. Но вот реальные цифры. За 9 месяцев 2014 г. доходы Липецка составили 6 млрд рублей. В Туле – 7 млрд! Вот и сравнивайте. По средней номинальной зарплате туляки (31 тыс.) лидируют в ЦФО и уступают только калужанам (33 тыс.).

– В прогнозах на три будущих года безвозмездные поступления из бюджетов сверху «застыли» на одной цифре – чуть больше 4 млрд. То есть помощь из региона и Центра  останется без изменений?

– Вы не совсем правильнопонимаете, как составляется бюджет. Поясню. Безвозмездные поступления делятся на три основных источника: субвенции, субсидии и дотации. Субвенции выдаются на выполнение государственных функций, которые делегируются муниципалитету. Это, например, средства на содержание детей в детском саду, школе и т.д. Субвенции четко завязаны на текущей реальности, в данном случае на количестве школьников и дошкольников в школах и детских садах, и составляются с расчетомна год, а затем уточняются. Спрогнозировать на более длительный срок их невозможно. Так же и субсидии, которые выделяются на условиях софинансирования, на выполнение конкретных проектов – строительство дорог, детских садов и  т. д. Здесь так же сложно предусмотреть планы на двух-, трехлетнюю перспективу, поэтому они уточняются в бюджете ежегодно. Что касается дотаций (безвозмездные средства, которые муниципалитет волен тратить по своему усмотрению), то Тула их не получает. Ленинский район получал, но после объединения дотаций не будет. 

– В Туле бюджет был 10,7 миллиардов, в Ленинском районе – 1,3 млрд. После объединения бюджет Большой Тулына следующий год составит 11,1 миллиардов. То есть просто сложили два бюджета, без учета новых задач, без учета стратегии развития?

– Нет, так нельзя считать.  Собственные доходы Тулы вместе с Ленинским районом составляют 6 млрд 800 миллионов. На следующий год он 6999, в 2016 году – 7400. То есть рост есть. По безвозмездным поступлениям ситуация такая. В 2014 году ихбыло 5300, будет – 4100 (2015 год) и 4300 (2016 год). Часть из этих средств – это субвенции на выполнение государственных полномочий. Кроме того, у Тулы и Ленинского района субсидий былоболее 900 миллионов рублей, а в 2015 их пока запланировано 150 миллионов. Вполне возможно, что втечение года ситуация изменится и этот источник увеличится. Но пока цифры такие.

– Илья Ильич, время сейчас сложное, средств в бюджете немного, многие населенные пункты бывшего Ленинского района запущены и требуют больших вливаний. С чего будете начинать?

– Прежде всего – с изменения системы управления. Централизация власти позволит уменьшить погрешности на местах. И напротив, мы сможем изучить и распространить опыт успешных поселений. Немаловажно и то, что за счет сокращения штата администрации объединенного городского округа бюджет получает существенную экономию. После наведения порядка в системе управления мы займемся вторым важным вопросом: как повысить доходность территорий? А начнем с инвентаризации земли, недвижимого имущества, инфраструктуры, после чего будем думать, как использовать этот огромный потенциал.  Территория вокруг Тулы должна стать комфортной для проживания и привлекательной для инвесторов. Где-то есть участки для промышленной застройки, имеются сельхозугодья для развития фермерских хозяйств,  мы подумаем, как помочь действующим фермерам, в том числе с реализацией продукции. Мы уже привлекаем их к участию в городских ярмарках. Необходима работа по наведению порядка с налогом на землю, не секрет, что многие владельцы участков не платят этот налог. А он может стать важным источником пополнения бюджета. Главная задача – поднять доходность территорий, каждого поселка, села. Большие площадки, где смогут разместиться производства, будем предлагать инвесторам. Во многих населенных пунктах надо строить системы водоснабжения, очистные сооружения, ремонтировать инженерные сети. Не имея дополнительных доходов бюджета, мы все же предусматриваем для населенных пунктов существенное финансирование на модернизацию инфраструктуры.

– Есть планы на долгосрочную перспективу?

– На мой взгляд, экономическое развитие города во многом будет зависеть и от работы крупного бизнеса (крупных промышленных предприятий), а также, не в меньшей степени, от кооперации малых и средних предприятий. Сейчас каждый хозяйствующий субъект сам по себе. Процесс объединения идет, но очень слабо. В этом вопросе катализатором может и должна стать власть. Управление экономического развития Тулы прорабатывает этот вопрос. Задача состоит в том, чтобы объединить предприятия разной направленности, которые работают в единой цепочке создания ценности. Это может быть кооперация мелких фермеров с переработчиками и розничной торговлей. В этом случае местная натуральная продукция быстрее дойдет до покупателя. А пока фермеры вынуждены сдавать задешево свою экологически чистую продукцию, которую перекупщики отправляют в Москву. В кооперацию могут объединиться строительные мелкие фирмы. Или – кооперация в сфере туристических услуг, которая объединит  в единую цепочку музеи, гостиницы, кафе, перевозчиков, распространителей туров.А город со своей стороны должен подтолкнуть к созданию таких кластеров, вплоть до целевых указанийучастникам, а потом отпустить их в свободное плавание. 

– Мы на сайте Союза работодателей Тульской области рассказывали о машиностроительной фирме, где работает двадцать человек. Это токари самого высокого разряда. Вероятно, такие фирмы тоже могут как-то кооперироваться друг с другом или с крупным предприятием? Техническая база, профессионалы – все имеется.

– Конечно, можно рассматривать и такие варианты. За кластерными объединениями малых и средних предприятий будущее. Они мобильнее, гибче, легче перестраиваются, накладные расходы у них меньше, конкурентоспособность выше. Так работает вся Европа.

– Илья Ильич, спасибо за интересную беседу. Тула, действительно, изменилась за несколько лет в позитивную сторону. Значит, направление в развитии выбрано правильно. Желаем Вам и Вашим коллегам осуществления дальнейших задач.

Беседу вела Лия Тимофеева.