# echo off (

03 декабря 2014

Директор ООО «Тульская транспортная компания» А. И. Попов: в 2015 году бюджет пассажирских перевозок будет урезан на треть.

)
Директор ООО «Тульская транспортная компания» А. И. Попов: в 2015 году бюджет пассажирских перевозок будет урезан на треть.

Тульское областное управление автомобильного транспорта создано в 1939 году. В 1992 году объединение «Тулаавтотранс» по решению областной администрации было акционировано. В наши дни перевозками пассажиров и багажа на территории области занимается подразделение ОАО «Тулаавтотранс» — ООО «Тульская транспортная компания» (Тульская ТК), которую возглавляет А. И. Попов, человек, благодаря которому ТК сохраняет статус крупнейшего регионального предприятия области, обеспечивающего бесперебойную работу автобусов на пригородных и муниципальных маршрутах. В структуре компании 17 подразделений со своими филиалами, в которых работает более 1800 человек. Ежедневно на дороги области выходят  порядка 660 машин,  которые перевозят 70 тысяч пассажиров (из них — около 30 тысяч льготников) и осуществляют более 4 тысяч рейсов в день с общим пробегом более 133 тысяч километров.

Справка: Александр Иванович Попов, уроженец Кимовска Тульской области, 1961 года рождения. Имеет среднетехническое и  два высших образования – автоматизация производственных процессов и управление производством. В послужном списке работа на Кимовском электромеханическом заводе, должности директора ПАТП, главного инженера управления, директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.

Сегодня директор ООО «Тульская транспортная компания» А. И. Попов – наш собеседник.

– Александр Иванович, Вы  бизнесмен. Каково ваше отношение к словосочетанию «социальная ответственность бизнеса? Что, на ваш взгляд, важнее в современной действительности – неприкосновенность созидательных усилий или благотворительность? Наш регион – самый старый в стране по возрасту жителей. Соответственно,  большинство ваших клиентов должны быть льготниками.

– Давайте разбираться. Нашему предприятию в этом году исполнилось 75 лет. В зависимости от перемен вокруг менялось и предприятие – оно много раз реорганизовывалось и переименовывалось. Но всегда самой важной и ответственной задачей была и остается перевозка пассажиров на территории области.

Наша компания работает по контракту с региональным правительством. Мы выиграли тендер 2014 года по перевозкам на пригородных маршрутах социально значимых категорий населения. Обслуживаем льготников с помощью электронных билетов. Готовимся к тендеру на следующий год, и у нас неплохие шансы. Социальная направленность – это сочетание социальной ответственности и бизнеса. Дикий капитализм без ответственности – это тупик. Потому мы работаем для народа – как бы пафосно это ни звучало. Льготы предоставляем не мы, а государство. В губернии, действительно, много пенсионеров. Огромное количество так называемых «чернобыльцев», также имеющих право на льготы. Мы при этом перевозчики, которым государство компенсирует затраты на такие льготные перевозки. Хотя и не в полном объеме - без рентабельности. Так что Тулаавтотранс покрывает часть расходов за счет своих средств.

– По сведениям региональных СМИ, скоро в нашей области появятся округа вместо районов. Как это отразится на работе Тульской транспортной компании?

Если честно, то пока никак. Я сейчас говорю субъективно. Много пока непонятного. Был объявлен конкурс на работу в следующем году. Непонятным образом Новомосковск, Ефремов, Алексин не были представлены в данных лотах. Предполагалось, что эта деятельность - в соответствии со 131-м Законом - ложится на муниципалов. Именно местные власти  должны организовать перевозку льготников,  провести конкурсы. К сожалению, ничего не было подготовлено. Заявки не рассмотрены и сняты с обсуждения по абсолютно формальным причинам.  Объявлен новый конкурс.

– Успех любого предприятия во многом зависит от квалификации и профессионализма менеджеров высшего звена. Вы согласны с этим?

– Да. У нас многолетний руководящий костяк. За 75 лет истории сформировались хорошие традиции по так называемой фордовской системе. Она подразумевает воспитание собственных кадров с самых низов. Если на «земле» не поработаешь, то никогда не поймешь, как все это двигается. Вот я пришел в бизнес из оборонки. Мне было 33 года, нужно было кормить семью. Пошел в автоколонну и начал работать механиком. Теперь – профессиональный управляющий.

– 80% изношенного подвижного состава компании было заменено во времена предыдущего губернатора. Нынешний глава региона также уделяет достаточно внимания проблемам перевозки пассажиров и багажа. Чего вам не хватает и от кого самая большая зависимость?

– Группа компаний ОАО «Тулаавтотранс» - это крупный бизнес в пределах области. Мы автономны даже по теплу – ничего не берем у теплосетей. На наших площадках чего только нет: свои ремонтные мастерские, заправки,  экологические и очистные сооружения, водонапорные башни и т.д. и т.п. У нас стабильно хорошая репутация среди клиентов, поставщиков, смежников. Досталась она многолетним упорным трудом. И меня очень беспокоит частая смена членов регионального правительства, бесконечная смена менеджмента в верхах.  Человек приходит знакомиться, расскажешь все подробно,  а через какое-то время его уже нет. Или, например, такая проблема. Мы работаем четко по расписанию с регулярностью не ниже 95%.  За прохождением по маршруту контрольных точек строго смотрит ЦДС. При опоздании рейс бракуют и не принимают. Такие жесткие рамки. А вокруг полно перевозчиков без лицензии,  работающих себе на карман. И каждый раз решение по столь важному вопросу затягивается.

 Следующий момент. Есть постановление правительства по финансированию.  Оно включает в себя  ограничение зарплаты не более пяти МРОТ - 25-26 тысяч рублей. А если водитель заработал 40 тысяч?! А найти можно только 25 – где взять остальные?!  Из других источников позаимствовать нельзя. При подобном нарушении счетная палата наказывает. Средняя зарплата на нашем предприятии порядка 26 тысяч рублей. Хотя при нынешнем дефиците кадров человек не хочет работать меньше, чем за тридцать тысяч. Но и нынешние расходы могут быть скоро урезаны. Наш бизнес измеряется километрами. Каждый километр – наши доходы и расходы. Правительство, объявляя конкурс, рассчитывает количество рейсов,  километров, озвучивает стоимость. Например, бюджет 2014 года – 750 миллионов рублей. Но в 2015-м заложено 550 миллионов на покрытие убытков перевозчиков.  Где же взять остальные деньги? Нам говорят – ужмитесь. Но как можно ужаться, если программа перевозок остается на прежнем уровне? Если вы даете меньше денег, то и километры надо считать иначе. Вот и приходится ходить с протянутой рукой – бывают и такие нюансы в нашем бизнесе. И доказать свою правоту никому не можем – нас не слышат.

– А что конкуренты?

– С конкурентами напряженно. Их очень много, и этот вопрос, к сожалению , в нашей области не урегулирован. У перевозчиков нормы весьма расплывчаты. Лицензию получил -  и все, вперед! Не выдать лицензию не имеют право. Но у так называемых частников нет нормальных гаражей, нет моек и медицинских кабинетов. Мы же два раза в год проводим  обучение водителей с последующей аттестацией. Наш бизнес – пассажиры. Зашел в автобус человек – это и есть наши деньги. Но это и наша ответственность. Все наши пассажиры застрахованы и при любом ДТП получают страховку. Совсем недавно был случай: авария с машиной средней вместимости, в которой пострадал один пассажир. С ушибом попал в больницу, а следом за минимальной страховкой (15-20тысяч рублей) пришли остальные пятнадцать человек.

У частника нет страховки, нет расписания. Он не только забирает наших клиентов, но и подвергает пассажиров смертельной опасности. На совещании у губернатора, где ставился этот вопрос, в адрес соответствующих органов было четко сказано - навести  порядок на дорогах. Если все упорядочить, то работы хватит всем.

– Наверняка вы знакомились с работой ваших зарубежных коллег. Корректно ли сравнивать?

– А почему нет?  По цене мы, конечно, от капиталистов отстаем, они больше денег закладывают.  Я специально изучал одну из итальянских транспортных компаний, смотрел их перевозки. Существует право выбора, и билет в разное время суток имеет разную стоимость. И  мы тоже к этому подходим. Наши междугородние перевозки производятся на китайских автобусах класса «евро-4». Они по удобству и комфорту  не уступают Мерседесам. В сентябре, по согласованию с тульским правительством,  взяли лизинг 22 ПАЗов и ЛИАЗов. Так что работа идет. Мы сотрудничаем с рядом крупных промышленных предприятий области. На наших автобусах ездят сотрудники КБП, Щегловского вала, Еврохима, Проктера, Щекинского Азота, французской компании Ложистик. И мы с оптимизмом смотрим в будущее.

– Не могу не спросить про дороги…

– Со второй российской бедой понемногу справляются. Я сам, когда работал в департаменте, вплотную занимался этим вопросом. Ведь основная проблема муниципальных дорог - уличная сеть. В районах не было средств, поэтому там положение с состоянием дорог было хуже, чем в Туле и Новомосковске. Но сейчас во всех муниципальных центрах дороги заасфальтированы. И это позволяет экономить ресурсы и соблюдать безопасность движения.

– Какой закон, касающийся вашей сферы деятельности, требует изменения?

– Несомненно, нужно дополнять Устав автомобильного транспорта. По моему мнению, следует ввести равные условия для всех перевозчиков. Сейчас конкуренция не урегулирована, что  позволяет перевозить людей без конкурса. Это неправильно и очень опасно. Все перевозчики должны работать по договорам с правительством региона. Я видел в Италии небольшую транспортную компанию. В кабинете его главы висят портреты прадедушки, деда, отца и самого хозяина. Несколько поколений работает на одном маршруте Рим-Венеция. И у них нет «левых» конкурентов. Правительство очень жестко регулирует процесс обслуживания социально значимых пассажиров. Уверен, скоро и мы придем к такому результату.

Записала Алиме Темешева.