# echo off (

05 ноября 2015

Министр промышленности и ТЭК Тульской области Д.А. Ломовцев о деловой поездке в Китай

)
Министр промышленности и ТЭК Тульской области Д.А. Ломовцев о деловой поездке в Китай

Прошедший месяц был ознаменован примечательным событием: поездкой в Китай на российско-китайское ЭКСПО делегации во главе с министром промышленности и топливной энергетики Тульской области Д. А. Ломовцевым. Мы попросили министра рассказать подробнее о встрече с китайскими промышленниками.

– Дмитрий Алексеевич, в целях поездки изначально говорилось о налаживании кооперационных связей между китайскими и тульскими промышленниками. Имелся в виду будущий китайский автомобильный завод в Узловой?

–  Мы встречались не только по узловскому заводу. Это была встреча более широкая – с руководством всей корпорации Great Wall Motor Company Limited и обсуждением возможности кооперации с тульскими предприятиями, в первую очередь, да, для китайского автомобильного завода, который уже строится в узловском индустриальном парке. Есть ряд предприятий в Туле и области, которые могут поставлять комплектующие или материалы для китайского автопрома, мы с этим предложением как раз и приехали, и китайцы нашими производственными возможностями заинтересовались.

– Если учесть, что на автозаводе будет своя штамповка, сварка, покраска, изготовление механических узлов, сборка, то перспективы сотрудничества с нашими предприятиями выглядят оптимистично. И первое, о чем подумалось – это возможная кооперация с будущим ООО «Тулачермет-Сталь». Под боком, можно сказать, строится сталеплавильный комплекс, и странно было бы его не учитывать в производственной цепочке, не так ли?

– Безусловно. Тулачермет-Сталь реализует большой металлургический проект и задумывается о его втором этапе. Напомню, что первый этап нацелен на производство стальной заготовки (инвестиции – 40 млрд). При хорошей конъюнктуре на листовое железо тульские металлурги могут выйти и на второй этап проекта – производство листа для дальнейшей штамповки внешних деталей. Китайцы заинтересовались таким потенциальным партнером, более того, в ходе встречи была достигнута договоренность, что китайцы примут участие в компоновке новой производственной линии для Тулачермет-Сталь. Иными словами, на этапе проектирования этой линии будет учитываться мнение китайцев как потенциального потребителя.

– Но автомобиль – это не только металл, но и сотни, тысячи деталей из резины, пластика, а, значит, сколько еще возможностей для сотрудничества!

– Что касается резины. Действительно, тульский завод резиново-технических изделий производит интересную продукцию с очень широким диапазоном возможностей, и китайцы посещали это предприятие, высоко оценивая имеющиеся производственные возможности. Что касается использования тульских пластиков и литья пластмассовых деталей в кооперации с нашими химическими предприятиями, то здесь договоренности тоже заслуживают внимания. Во-первых, надо отметить узловский Пластик, и во-вторых Восточную полимерную компанию. Первый интересен не только своей продукцией как таковой, но и близким расположением, что немаловажно.  А «Восточная полимерная» ко всему прочему уже имеет опыт производства отдельных элементов для иностранных автомобилей и может предложить свои услуги в кооперации с Great Wall. Китайская сторона ознакомилась с материалами, и уже на следующей неделе состоялся визит китайцев на Пластик. До конца года китайские товарищи должны приехать на Тулачермет-Сталь. А в Китай соответственно готовится делегация из Тулачермет-Стали и иностранной инжиниринговой компании, которые будут обсуждать пробную партию материалов и возможную техническую компоновку.

– Быстро, однако. На прошлой неделе съездили, а на этой уже пошел тесный контакт. Вот и скажи после этого, что китайцы непревзойденные мастера вести долгие переговоры. А мехобработка в исполнении тульских заводов их не интересует?

Как правило, механические детали и узлы они делают сами. Но все это будет еще обсуждаться в будущем, потому что проект Great Wall будет реализовываться в несколько этапов и каждый предполагает создание дополнительных переделов, поэтому производство отдельных элементов будет переноситься на тульскую землю.

– И все-таки странно, вам не кажется, что китайцы пришли в период экономической нестабильности, спрос на автомобили падает, доходы населения снижаются, иностранный производитель сворачивается?

В китайском языке есть иероглиф, который обозначает «кризис», он же соответствует понятию «новые возможности». Я думаю, их поведение вписывается в мудрую китайскую политику – как в отношении перспектив внутреннего рынка, так и преимущества инвестиций в Россию в условиях низкого курса рубля. Они сознательно выбрали время наиболее удобное для завоевания российского рынка, ведь китайские автомобили по качеству сопоставимы с европейскими, но при этом существенно дешевле. При этом, конечно, еще надо учитывать геополитические факторы.

– Будут ли послабления для китайского производителя на тульской земле?

Great Wall является первым, якорным, резидентом в узловском индустриальном парке. Он и все другие резиденты этой зоны освобождаются от региональных налогов на 10 лет. Более того, подана заявка на создание особой экономической зоны в узловском технопарке, и тогда хозяйствующие субъекты получат еще федеральные преференции.

– Выдержит ли тогда конкуренцию с китайцами наш отечественный автопром?

Выдержит то производство, которое эффективно управляется и локализовано на территории России.

– Известно, что реализация первой очереди завода уже даст дополнительно  2 тысячи рабочих мест. Сюда приедут работать китайцы, иначе зачем планировать общежития?

Нет, это будут жители тульской агломерации: Тулы, Новомосковска, Узловой, Щекино. Компания сможет привлечь квалифицированные кадры, которыми традиционно славится Тульская область. Средняя зарплата на предприятии обещает быть достойной, поэтому люди должны поехать.

– Дмитрий Алексеевич, а как вам вообще показались китайцы, ведь это совсем другая культура, другое мышление?

–Та динамика экономического развития Китая, которую страна демонстрирует на протяжении последних двадцати лет, говорит сама за себя. На мой взгляд, она определяется ответственным отношением к бизнесу и высокой организацией производства. Поэтому, я думаю, проект Great Wall имеет хорошие перспективы, он будет реализован, вопрос лишь в том, что выйти на плановые показатели сразу не получится, для этого потребуются годы, в течение которых будут открываться новые переделы, с тем, чтобы полностью замкнуть производственную цепочку на тульской земле.

– Вы удовлетворены проделанной работой?

– Наша задача была продемонстрировать потенциал тульских компаний, достойное качество нашей продукции, и мы это сделали. И мы донесли свой принцип максимального благоприятствования для тех, кто заинтересован в производственной кооперации.

– Спасибо, успехов вам.