# echo off (

07 декабря 2015

Генеральный директор АО «Кимовский радиоэлектромеханический завод» Н. В. Винюков: Задача у промышленников сейчас одна – приложить максимум усилий, чтобы сохранить имеющиеся сегодня наработки

)
Генеральный директор АО «Кимовский радиоэлектромеханический завод» Н. В. Винюков: Задача у промышленников сейчас одна – приложить максимум усилий, чтобы сохранить имеющиеся сегодня наработки

Акционерное общество «Кимовский радиоэлектромеханический завод» – традиционно одно из наиболее крупных градообразующих машиностроительных предприятий региона. Как и в прошлом, основная продукция завода – автоматические системы управления для войск ПВО, но есть и доля гражданской продукции, отвечающей самым высоким требованиям по качеству. Возглавляет завод Николай Васильевич Винюков  – один из представителей директорского корпуса, благодаря которому тульское машиностроение в свое время сохранилось от развала, а сегодня переживает рост. Если сказать без обиняков: КРЭМЗ в сегодняшнем виде сохранен благодаря сильной управленческой команде – команде единомышленников и всего коллектива предприятия во главе с генеральным директором Н.В. Винюковым.  И те 40 с лишним лет на заводе, из которых полтора десятка – в качестве генерального директора, – это внушительный опыт, позволяющий гендиректору давать компетентные оценки процессам, которые происходят в современном машиностроении.

Об ошибках и успехах прошлого и о тех рецептах, которые нужны для становления промпредприятий в наше время – в интервью генерального директора.

 - Николай Васильевич, сегодня часто противопоставляют предприятия оборонного комплекса и гражданское машиностроение. И если первые за счет госзаказа как-то развиваются, то вторые испытывают очень большие трудности. В Тульской области заводы гражданского машиностроения можно пересчитать по пальцам. Высказывается мнение, что исправить положение могло бы увеличение доли гражданского сектора именно на успешных оборонных заводах. Ваш завод – один из тех, которые приводят в качестве примера такого сбалансированного подхода.

- Да, на заводе производится целая гамма гражданской продукции, начиная от кабельных наконечников и заканчивая  промышленными газовыми котлами пульсирующего горения, предназначенными для отопления и горячего водоснабжения. Это устоявшийся сектор производства, продукция отвечает самым современным требованиям как по качеству, так и по себестоимости.  Но доля гражданской продукции в наших объемах не превышает 7 процентов  и  поэтому для возрождения гражданского машиностроения не имеет решающего значения. Скажу больше, навязывать оборонщикам эту заботу – идея бесперспективная и для всех проигрышная. В 1980-е годы наша промышленность уже проходила этот урок. Нас буквально в приказном порядке заставляли выпускать товары народного потребления на базе имеющихся мощностей из материалов, которые оставались от основного производства. Тогда на заводе делали очень много товаров народного потребления, был даже филиал на КРЭМЗе, в котором я работал директором. Мы выпускали бытовой компьютер, стереонаушники, трехпрограммные приемники и многое другое. Но будем честными: вся эта продукция не выдерживала конкуренции с импортной. В итоге распыление сил, отсутствие поддержки со стороны государства привело к тому, что в 1990-е погубили и производство товаров народного потребления, и основные промышленные мощности. Огромное число предприятий просто было разорено и закрыто.

- Но ваш завод уцелел.

- Мы уцелели. Но за счет каких усилий и с какими потерями! Мощности сократились и, соответственно, сократился коллектив. Из 7 тысяч человек сегодня на заводе работает 1200. Но могли потерять и это. Был особенно трудный период в конце 1990-х годов. Три года Минобороны не возвращало нам долги за изделия. А ведь это и зарплаты сотрудникам, и вложения в производство. В те годы такая обстановка сложилась практически на всех предприятиях оборонки.  Именно тогда директорский корпус прошел испытание на прочность. В Тульском регионе есть много достойных имен, благодаря кому машиностроение было сохранено: Вадим Сергеевич Усов, Аркадий Георгиевич Шипунов, Николай Александрович Макаровец, Юрий Захарович Тарасов, Валентин Михайлович Митин и многие, многие другие. Все эти люди самоотверженно служили своим производствам, несмотря на пренебрежение, а порой и унижения со стороны властей того периода.

- Что же в итоге послужило толчком к выходу из кризиса?

- Только с приходом к власти президента Путина мы почувствовали изменения. Буквально за полгода были разрешены основные финансовые проблемы предприятий оборонного комплекса, а впоследствии установилась стабильность в финансировании гособоронзаказа. У нас появились заделы для восстановления и дальнейшего развития. Сегодня госзаказ имеет тенденции к росту. К тому же на заводе за счет федеральных программ проходит глубокое техперевооружение: оснащаем производство новым оборудованием, в этом году, например, запустили новый участок  механообработки, полностью оснащенный современными обрабатывающими центрами и станками отечественного производства. Новые мощности позволяют нам решать сложные задачи по дальнейшему развитию нашей основной продукции. Не забываем и о гражданском секторе: совершенствуем котлы, которые в свое время разрабатывались и внедрялись силами наших конструкторов и технологов.  Заметьте, котлы полностью производятся у нас, то есть все комплектующие заводские и российского производства, вплоть до датчиков контроля. По качеству и надежности котлы нашего производства не уступают западным образцам, а по цене ниже на 30-40 процентов. Выпускаем котлы двух типов - мощностью 100 и 400 кВт, что позволяет устанавливать их на всевозможных социальных и промышленных объектах – от детских садов и жилых многоквартирных домов до заводских цехов. У себя на заводе мы построили  новую котельную четыре года назад и теперь получаем тепло для всего завода в два с лишним раза дешевле, чем если бы покупали у теплоэнергетиков.

– Спрос на котлы растет?

– В этом году реализация упала на 40 процентов, что связано с падением объемов строительства, ведь основные покупатели – это строительные организации. Но есть еще рынок ремонтируемого жилья, будем выходить на него.

– Знаем, что ваши котлы покупают на Алтае, хотя у них там есть свой завод по производству типовых котлов. Это говорит о том, что ваша продукция более конкурентоспособна. При этом в Тульской области строятся и модернизируются городские и поселковые котельные, и далеко не всегда в них используются кимовские котлы. Почему?

– Это вопрос уже не только ко мне. Когда на завод приезжают представители областной администрации, когда видят нашу котельную, наши котлы, то все в один голос говорят, что надо их продвигать на территории региона. Наверное, в этом есть рациональное зерно, ведь это и поддержка местного производителя, и стабильные рабочие места со всеми вытекающими отсюда положительными моментами.  

- Могут ли появиться на заводе новые разработки?

- Новые разработки и даже направления уже есть. В ближайший год у нас появится линия по производству электрических кабелей, жгутов, и мы будем способны выпускать жгуты любого назначения, в том числе для гражданского машиностроения. Думаю, мы справимся с задачей по производству таких электрожгутов для китайских автомобилей, выпуск которых в ближайшей перспективе начнется в Узловском кластере. Также мы заканчиваем  строительство  гальванического  участка – вероятно  одного  из самых крупных в регионе. Мы  строим его с учетом потребностей концерна, в который входит КРЭМЗ. При этом избытки мощностей будем предоставлять под сторонние заказы.

Это будут технологически современные  производства, которые вписываются в наше основное направление. При этом в большой степени мы опираемся на поддержку государства, которое сегодня проводит программу по техническому перевооружению стратегически важных предприятий. В принципе любое сложное и стратегически важное направление требует такой же поддержки государства. Вот сейчас много разговоров про импортозамещение. Это очень сложная задача. И если такая задача ставится, то она должна ставиться очень четко: каждый участвующий в программе завод должен знать, какие виды продукции ему выпускать, при этом программа должна быть подкреплена достаточным финансированием. Без этого программа по импортозамещению останется пустой декларацией.

- Областные власти много говорят о кооперации. В частности, о строящемся Узловском индустриальном парке говорится, что есть стремление подключить к участию в производстве тульские предприятия. Ваш завод сможет каким-то образом включиться в эту работу?

- Власти многое стараются сделать в плане кооперации, в этой связи хочу особенно отметить деятельность министерства промышленности и Д. А. Ломовцева, они стараются, молодцы.  Региональное министерство часто служит связующим звеном между предприятиями. Что касается Узловского кластера, то наш завод мог бы включиться в процесс как полноправный участник: как я уже говорил, мы можем поставлять те же электрические жгуты для нового автомобильного производства и уже готовим соответствующее предложение для нашего министерства.

- Сегодня даже в официальных источниках встречаются мрачные прогнозы по поводу развития нашей экономики и, в частности, промышленности. На ваш взгляд, возможно ли возвращение в 1990-е годы?

- Нельзя отрицать, что ситуация сегодня сложная. Но она не катастрофическая. И задача у промышленников сейчас одна: приложить максимум усилий, чтобы сохранить имеющиеся сегодня наработки, кадровый потенциал, а когда кризис ослабеет, развиваться по спирали – увеличивать и усовершенствовать свою продукцию. Я думаю, что все в наших руках.

– Спасибо за интервью, Николай Васильевич, а за оптимизм спасибо вдвойне.

Официальный сайт предприятия: http://xn--g1afgp9d.xn--p1ai/ .