# echo off (

20 декабря 2015

Скуратовскому опытно-экспериментальному заводу 60 лет

)
Скуратовскому опытно-экспериментальному заводу 60 лет

Скуратовский опытно-экспериментальный завод – ООО «СОЭЗ» – одно из немногих на территории Тульской области предприятий гражданского машиностроения. Госзаказов – ноль. При этом предприятие динамично развивается, выпуская технологически сложную продукцию.

Виктор Васильевич Антипов, директор ООО «Скуратовский опытно-экспериментальный завод», кандидат технических наук, действительный член Академии горных наук, кавалер ордена Шахтерской славы 3-х степеней.

«Подземное строительство бурно развивается во всем мире. Современные города растут не только вверх и вширь, но и под землю, и то, что людям казалось фантастикой несколько десятилетий назад, сегодня становится обыденной реальностью. Технологии XXI века значительно облегчили строительство тоннелей всевозможного назначения, подземных транспортных магистралей, автостоянок, крупных подземных хранилищ и торговых центров, не говоря уже о разветвленной паутине трубопроводов и прочих коммунальных и электрических сетей. И все говорит о том, что темпы подобного строительства будут только нарастать семимильными шагами.

То же самое можно сказать о добывающих отраслях – сегодня появилась возможность осуществлять самые фантастические проекты в подземных разработках. Прежде всего, это касается России, которой принадлежит 30 процентов мировых ресурсов, и нетрудно догадаться, что именно в нашей стране спрос на подземные технологии и оборудование будет только расти.

ООО «Скуратовский опытно-эксперимен-тальный завод» – один из немногих отечественных производителей техники для подземного строительства. Наряду с серийным производством завод самостоятельно разрабатывает и внедряет в эксплуатацию новые образцы техники, используя наиболее современные технологии по созданию насыщенных электроникой систем на основе нового направления - мехатроники. Сегодня у нас масса предложений для разработчиков подземных недр, мы можем охватить большую часть спектра в создании оборудования для технологий подземного строительства – от сложных тоннелепроходческих машин любого профиля и нестандартного оборудования по запросам заказчиков до компактных буровых установок и техники для коммунальщиков, позволяющей даже в стесненных городских условиях вести бестраншейные работы. При этом мы обоснованно утверждаем, что в наиболее важном соотношении цена-качество наша продукция выигрывает у зарубежных конкурентов.

Все эти преимущества по достоинству ценят заказчики нашей продукции, среди которых такие солидные организации, как ОАО «Мосметрострой» (Москва), ОАО «Метрострой» (Санкт-Петербург), ООО «Тоннель-2001» (Москва), ООО «СпецТрансМонолит» (Москва), ООО «Москаналремстрой», МУП «Мосводоканал», ООО «Сибтоннельстрой» (Новосибирск), региональное отделение Академии горных наук, ООО «СМУ-Ингеоком» (Москва), ООО «К-Поташ Сервис» (Калининград) и многие другие  предприятия страны.

Мы также неустанно расширяем список наших надежных партнеров и заказчиков, и сегодня в этом направлении отмечаются положительные тенденции, которые обещают стать залогом для дальнейшего равития завода. Вот почему сегодня мы уверенно говорим, что с оптимизмом смотрим в будущее».

 

Здесь рождались опытные образцы

Скуратовский экспериментальный завод (название опытно-экспериментальный появилось позже) был основан в 1955 году. Это время расцвета одного из крупнейших угольных месторождений страны - Подмосковного бассейна. И логично, что такому угледобывающему комплексу, включающему в себя десятки шахт и разрезов, требовалась серьезная база – и не только производственная, но и научно-экспериментальная. По этой причине производство на Скуратовском экспериментальном заводе было изначально нацелено на отработку  наиболее передовых идей в строительстве подземных машин - прежде всего на изготовление опытно-экспериментальных образцов новых машин и оборудования для шахтного строительства и метростроя. Позднее технологически отработанные и обкатанные в реальных условиях образцы поступали в серию и производились на других заводах страны.

Основным разработчиком нового оборудования выступал ЦНИИподземмаш – отраслевой институт Минуглепрома СССР. Работали со Скуратовским экспериментальным заводом и другие институты, в том числе Тульский политехнический. Но стоит особенно подчеркнуть, что завод не только изготавливал машины по чужим чертежам, его конструкторский коллектив активно участвовал в разработках, а порой разрабатывал новые машины самостоятельно. Так что можно совершенно справедливо говорить о создании на Скуратовском экспериментальном заводе собственной конструкторской школы, традиции которой получили свое развитие уже в наше время, поскольку производство здесь, даже несмотря на экономические лихолетья, никогда не теряло основной направленности, с каждым годом поднимаясь на все более высокую ступень.

Речь идет по преимуществу о сложной технике, которая требует особой сертификации, поскольку работает в условиях, сопряженных с большими техногенными рисками. И при этом образцы скуратовских агрегатов никогда не уступали своими западным аналогам.

   

Предприятие зачастую выступало новатором в разработке новых образцов горных комбайнов, щитовых проходческих комплексов и многого другого, без чего не могли существовать ни угольная промышленность, ни метрострой.

Будучи опытной площадкой отраслевого института, завод обладал первоклассной технико-технологической базой для того времени, штатное расписание предприятия достигало 1200 работников, при этом костяк коллектива составляли высококвалифицированные специалисты. Благодаря этим людям угольная отрасль страны получала надежное производительное оборудование, такое как горные проходческие комбайны для проходки магистральных штреков, проходческие щитовые комплексы для горизонтальных горных выработок, для наклонных горных выработок в метростроении, рабочие органы и режущие коронки проходческих комбайнов с применением новых резцов, опытно-экспериментальные образцы вспомогательного оборудования при проходке вертикальных стволов и горизонтальных выработок для бурения шпуров в шахтах механизированным методом, взрывогенераторные установки для разрушения крепких горных пород микровзрывами.

Во времена перестройки завод пережил трудные времена, НИОКР государство не финансировало, происходило массовое закрытие шахт. Для экспериментальных предприятий время было особенно тяжелым, ведь они никогда не имели прямой связи с потребителями – с шахтами и метростроевцами контактировали серийные заводы и министерство. 

Перед руководством завода встал вопрос о формировании новой стратегии развития. Упор сделали на развитии инженерно-конструкторского ядра. Создать сильную творческую команду помогла высшая школа тульских горняков. Руководитель предприятия и его технический директор – В. В. Антипов и Ю. В. Антипов – сами выходцы из горняцкой среды. Профессионально и династийно. Практически все заводское КБ состоит из таких же преданных делу людей.

Именно человеческий фактор спас предприятие от краха и позволил динамично развиваться. Брались за любую работу, чему способствовали технологические возможности. Изготавливали гидроцилиндры, шестерни, стальное литье, металлоконструкции и прочее.

В начале 2000-х в стране стала оживать строительная отрасль. Москва разрасталась не только вширь, но и «вглубь». Завод стал восстанавливать  связи с горнопроходческими организациями и строителями метро, изучать и прогнозировать потребности в технике. Появилась возможность учиться на образцах лучшей импортной техники, участвовать в ремонте, изготавливать к ней запчасти. В какой-то момент стало понятно, что у СОЭЗ нет конкурентов среди отечественных производителей.

Параллельно налаживались связи с разработчиками электросиловых и электронных компонентов, без чего современное машиностроение не может существовать.

В итоге предприятие стало полноценной инжиниринговой фирмой – разработчиком и производителем самого современного оборудования, которое в позиции цена-качество не имеет себе равных. В это время стало возможным выполнять масштабные проекты. Одним из них стало создание комплекса КСПП-14 для бетонирования дорожного полотна Серебряноборских тоннелей (диаметр в свету 12 метров). Разработка предназначалась для Мосметростроя и осуществлялась на основе технологии, предложенной Метрогипротрансом (Москва). При помощи комплекса КСПП-14 было построено более 3 км тоннеля с совмещением автодороги и ветки метрополитена.

 

Конструкторско-технологический отдел

Предшествующий опыт стал серьезным заделом для создания на заводе современного производства. Понятно, что носители этого опыта – люди, которые верой и правдой служат общему делу. В этом качестве важен любой ответственный работник – от директора до вахтера. Но есть и приоритеты: на заводе безоговорочно принимается, что наиболее важное звено в производственной цепи – все-таки конструкторско-технологический отдел, где рождаются все малые и крупные проекты.

Коллектив отдела большим не назовешь – 20 человек. Но решать им приходится порой такие задачи, которые в свое время были по плечу разве что большому московскому институту со штатным расписанием в несколько сотен работников. Современная конструкторская работа изменилась коренным образом. Прежде всего, она стала намного производительней – благодаря тому, что сегодня в работе инженера, конструктора и технолога применяются самые передовые технологии, включающие как программное обеспечение, так, например, и 3Д-проектирование, которое на порядок упрощает процесс проектирования, особенно расчетную часть, и значительно снижает количество ошибок.

Причем в нынешней структуре собственно конструкторский отдел выступает в качестве базовой, или головной, организации, решающей общие стратегические задачи в развитии каждого сложного проекта. Для решения множества прикладных задач привлекаются инжиниринговые фирмы-подрядчики и институты – в том числе, Горно-строительный институт ТулГу, имеющий большие наработки в области конструирования горных машин.

Такой подход более чем оправдан, поскольку он приносит не только финансовые выгоды, но и обеспечивает наибольшую надежность в выполнении работ – среди подрядчиков всегда можно подобрать наиболее ответственных и продвинутых. Вот и получается, что над каждым комплексным проектом работает коллектив не такой уж и маленький. По этой причине небольшому заводу в целом удается решать масштабные и сложные задачи.

В основе же общей стратегии конструкторской работы лежит одно из главных правил: взяв все самое лучшее из прошлого, наполнить его новаторскими идеями 21 века. Отсюда развитие в новом направлении – мехатронике, для которой характерно стремление к полной интеграции механики, электрических машин, силовой электроники, программируемых контроллеров, микропроцессорной техники и программного обеспечения. Это направление позволяет создавать системы, которые значительно превосходят возможности традиционной механики по производительности, универсальности и гибкости в управлении, по контролю и, главное, безопасности, поскольку сводят человеческий фактор к минимуму. Этот момент надо отметить особенно, так как СОЭЗ – поднадзорное предприятие, выпускающее продукцию, которая поступает на потенциально опасные производства.

Приоритет качества

Оборудование для главной производственной площадки завода – механо-сборочного цеха – традиционно подбирается из принципа необходимости и достаточности. На механическом участке все подчинено изготовлению наиболее ответственных узлов для горных машин. При этом не забывается и о принципах кооперации. Отдельные узлы и детали, поковки заказываются специализированным предприятиям. На сборочном участке каждый проект собирается и приобретает завершенный вид.

  

Таким образом, Скуратовский опытно-экспериментальный завод работает на принципах широкой кооперации не только в конструкторском направлении, но и в производстве. Как считает руководство завода, кооперация – в принципе наиболее выигрышная форма в реализации сложных проектов. В продвинутых экономиках время промышленных гигантов, которые осуществляли «натуральное хозяйство», размещая в одних стенах все производство от литейки до упаковки, кануло в лету. Рано или поздно случится это и с отечественной промышленностью, поскольку кооперация позволяет более гибко подходить к производству, ориентируясь на продвинутых поставщиков.

  

Скуратовский опытно-экспериментальный завод в плюсе еще и потому, что выпускает гражданскую продукцию, так что «война санкций» его не коснулась: среди партнеров завода – отечественные и зарубежные фирмы, в том числе итальянские, немецкие, шведские, польские. В свою очередь качественные комплектующие повышают производительность и надежность конечной продукции, что отражается и на росте заказов.

 

 

Продукция СОЭЗ

Горнопроходческое оборудование

Комплекс самоходных платформ для сооружения двухэтажного тоннеля

КСПП-14 – уникальный комплекс, который специально разрабатывался и использовался в строительстве тоннеля диаметром 14 метров в Серебряном бору. Проект сложен тем, что тоннель состоит из двух этажей. По первому движутся поезда метро, по второму – автотранспорт. Один из важнейших элементов тоннеля – разделяющая этажи несущая плита – полностью сооружалась с помощью КСПП-14. Технология оригинальная, защищена патентом РФ, и у нее большое будущее, поскольку совмещенные тоннели уже показали свое преимущество перед традиционными.

 

Тюбингоукладчики тоннельные 

ТТС различных моделей применяются для опалубочных работ в тоннелях диаметром до 11 метров, пролегающих в крепких породах. Породу разрушают буровзрывным способом с креплением чугунными тюбингами. В затюбинговое пространство для крепости связки закачивается цементный раствор. Если порода с крепостью до f=4, то разрушение породы возможно с помощью фрезы.

 

Комплекс для возведения обделки тоннелей

В зависимости от исполнения КО обеспечит продавливание железобетонных, металлических и других строительных конструкций общей длиной секции до 100 метров.

КО-15 разрабатывался для прокладки под железной дорогой двух тоннелей прямоугольного сечения 8-20 метров общей протяженностью 200 метров. Железобетонные секции изготавливались перед входом и продавливались в тоннель. Комплекс состоит из ножевой и трех продавливающих секций, между ними находятся три группы домкратов, включающие систему из ста мощных гидроцилиндров, управляемых с помощью телеметрии.

 

Комплекты опалубок и сложные металлоконструкции

Эта нестандартная продукция изготовляется по чертежам заказчика. В частности, для бетонирования свода станции метрополитена в Казани была изготовлена опалубка передвижная механизированная  ОПМ-18.

 

Буровой армировочный станок

Станок БАС-1М предназначен для бурения лунок под расстрелы при армировании вертикальных стволов шахт, в том числе опасных по газу и пыли. Станки имеют разрешение на применение на территории стран ближнего зарубежья. 

 

Стволопроходческое оборудование

Это традиционное направление для СОЭЗ. Сегодня завод освоил выпуск нового класса оборудования для проходки вертикальных шахтных стволов. Так называемые агрегаты стволопроходческие разработаны специально для строительства рудника по добыче калийной соли Усольского комбината. Агрегат включает в себя целый комплекс различного оборудования: для разрушения горной массы, ее удаления из шахты и, наконец, возведения колонны ствола в виде тюбинговой крепи. 

Особенность этого сложного комплекса в том, что, как все изделия СОЭЗ, он легко разбирается на модули и возводится непосредственно на месте, в строящемся стволе. Он быстро перенастраивается на новый режущий инструмент или переходит к буровзрывным работам. Хотя именно механизированная разработка породы является важным преимуществом этого агрегата, поскольку не требуется дополнительная и длительная ручная обработка по выравниванию поверхности. И еще важный момент: новая технология проходки позволяет выдерживать строгую геометрию сечения ствола, что в свою очередь экономит материалы для бетонирования.

Комплекс оснащен самой современной электроникой: навигацией, микропроцессорами, датчиками.  Это позволяет вести контроль за работой механизмов, задавать режим движения, вести постоянное сообщение с поверхностью ствола.

 

Проходческие щиты

Методом проходческих щитов можно строить тоннели самых разных диаметров. Этот метод считается одним из наиболее прогрессивных и производительных.

 

Для мини-тоннелей

Для строительства тоннеля диаметром полтора метра СОЭЗ  разработал комплекс КТП-1,5. Отличительная особенность комплекса – минимальные затраты по выемке грунта. В таких тоннелях можно прокладывать трубопроводы различного назначения, линии электроснабжения и связи. Техника сооружает тоннель на глубине до 20 метров со скоростью до 100 метров в месяц. Работы могут проводиться в неблагоприятных грунтах, если  попутно применять методы искусственной стабилизации грунтов (химическое закрепление, замораживание).

Для тоннелей диаметром до 4 метров (коллекторов). Такие тоннели необходимы для совместного размещения городских инженерных сетей. Стандартный диаметр таких коммунальных (или промышленных) тоннелей (коллекторов) от 3,6 м до 4 метров. Не каждый город может позволить себе такие работы, в основном они ведутся в Москве и С-Петербурге. Для возведения коллекторов СОЭЗ разработал проходческие щиты ПЩМ с экскаваторным рабочим органом. Чтобы исключить буровзрывные работы (угроза обрушения зданий) специалисты завода разработали тоннельные укладчики с фрезой для отбойки породы и рукоятью для монтажа тюбинговой отделки.

Крепление стен тоннеля осуществляется железобетонными модульными блоками. Если грунты водонасыщенные, то производится их дополнительное закрепление.

 

Для тоннелей диаметром до 6 метров

Имеется в виду строительство перегонных тоннелей для метростроя – одно из традиционных специализаций Скуратовского опытно-экспериментального завода. Недаром именно здесь впервые в современной России был изготовлен щит такого диаметра – КТПМ.

Новым шагом в проектировании отечественной тоннелепроходческой техники можно смело назвать КТПМ-5,6. Он имеет неоспоримые преимущества перед импортными аналогами: компактность и цена. А в надежности не уступает конкурентам. КТПМ-5,6 – продукт эволюции знаменитого КТ-5,6, разработанного еще в советские годы. До сих пор этому комплексу принадлежит мировой рекорд по скорости сооружения перегонных тоннелей.

Современный комплекс по скорости проходки, как и его предшественник, превосходит все европейские аналоги и почти не уступает им в оснащенности электроникой. Скорости движения механизмов гибко регулируются и энергоэкономны.  Оператор управляет комплексом из кабины с навигатором. Диагностическая система постоянно отслеживает работу механизмов. Грузоподъемник и бетоноукладчик радиоуправляемы. Новая технология позволяет проходить криволинейные участки тоннеля особым способом, без дополнительных затрат.

В зависимости от условий грунтов машина имеет ту или иную модификацию. Так, для петербургского метро, залегающего на глубине до 60 метров в сухих грунтах, был изготовлен комплект оборудования КТПМ-5,6 с рабочим органом, оснащенным резцом и шарошечным инструментом.

Важнейшее преимущество КТПМ – возможность разбирать его на модули и без проблем транспортировать под землю к месту монтажа. Это крайне важно для строительства метрополитена глубокого заложения.

 

Оборудование для бестраншейной прокладки коммуникаций (метод прокола)

Что такое строительство того же трубопровода в городских условиях, мы все хорошо знаем. Это перерытые улицы, котлованы и ямы посреди проезжей части, закрытое движение, куча наземной техники и рабочих, невообразимая грязь и шум. В результате – громадные финансовые затраты, внушительная часть которых идет отнюдь не на строительство, а на вспомогательные мероприятия. Плюс косвенный ущерб от нарушений в движении транспорта. Всего этого можно избежать с помощью метода прокола.

Диаметр таких тоннелей варьирует от нескольких дециметров до 1,5 – 2 метров. Цели и задачи у них тоже разные: от прокладки одного кабеля до размещения всей связки инженерных сетей.  В зависимости от специфики грунтов, степени обводненности и диаметра трубопровода может применяться различное оборудование бестраншейной прокладки.

Изделия СОЭЗ предназначены для работы в глинах, суглинках, супесях и песках II-III категории по классификации Госстроя СССР (коэффициент крепости f=0,3…0,7) в условиях умеренного климата.

 

Продавливающие установки

Простейшие установки – УП-30, УП-40, УП-60. Они приспособлены для работы в насыпных грунтах и служат для прокладки инженерных магистралей (линии связи и управления; силовые электрокабели и др.) с внешним диаметром до 325 мм, а также для восстановления  трубопроводов самотечной канализации.

Техника уникальная. Находясь на удалении от цели, операторы всего за одну смену могут прокладывать под землей в любом направлении скважину длиной 50 метров и выходить в строго заданную точку с помощью радиолокатора.

 

Комплекс КО-15: прокладка тоннеля под железной дорогой

Комплекс предназначен для возведения обделки тоннелей методом продавливания при бестраншейной прокладке инженерных коммуникаций, путепроводов,  в различных (и соответствующих конструкции головной секции) инженерно-геологических условиях. Комплекс может применяться  совместно с головными (ножевыми) секциями различной конструкции (при совмещении продавливания с  проходкой в забое), а также с другим технологическим оборудованием. Комплекс может обеспечить, в зависимости от исполнения, продавливание железобетонных, металлических и других строительных конструкций с общей длиной секций до 100 м и наружным сечением 8,0-20,0 м.

 

Установки УМТ – со шнековой выемкой грунта

Первой ласточкой Скуратовского опытно-экспериментального завода стали установки УМТ, с выемкой грунта шнеком и продавливанием рабочей трубы (футляра) в качестве трубопровода.   В зависимости от диаметра трубы различают УМТ-0,2 (200 мм), УМТ-0,6 (600 мм) и УМТ-1,4 (1м 40см). Длина прокладки – от 60 до 120 метров. Точность прокладки высока, и при длине 120 метров труба может отклониться всего на 3 сантиметра.

Первые УМТ-0,6 успешно зарекомендовали себя в коммунальном строительстве в Москве, Нижнем Новгороде, Краснодарском крае. Установка применяется, в том числе, для создания дренажных скважин для понижения уровня грунтовых вод.

Все модели УМТ управляются с помощью системы наведения, в которую входят электронный теодолит с видеокамерой, диодная видеомишень, монитор.

К установкам выпускается полный спектр технологического инструмента (шнеки буровые и передовые, пилотные и транспортные трубы, адаптеры, расширители, гидроключи и т.п.) и различное вспомогательное оборудование (бентонитовые станции, грузоподъемные устройства и т.д.).

 

Станки буровые

Часто при строительстве и реконструкции зданий приходится  усиливать грунт. Это особенно важно, если речь идет о памятниках истории, строениях на подвижных грунтах,  укреплении насыпи или склона. Для этих целей применяют грунтоцементные, буроинъекционные и другие подобные сваи. Для их бурения применяют различные станки буровые.

СОЭЗ выпускает станки для бурения в слабообводненных и устойчивых грунтах I-IV категорий, а также для бурения пород с коэффициентом крепости до f = 6, в интервале температур окружающей среды от -25С до +35С. Иными словами, данное оборудование может работать в условиях умеренного климата, бурить известняк, но не гранит.

Станки буровые переносные

СОЭЗ первым в стране начал серийно производить переносные буровые станки СБГ-2, СБГ-3. Они успешно конкурируют с зарубежными аналогами и предназначены для проведения буро-инъекционных и анкерных скважин диаметром до 250 мм (вертикальных, горизонтальных и наклонных). С их помощью шла реставрация Гостиного двора в Москве, строительство комплекса на Манежной площади, реставрация Большого театра и сооружений Московского Кремля. На сегодняшний день выпущено и реализовано более 300 буровых станков различных модификаций, работающих во многих регионах России. Станки обладают повышенной маневренностью, компактностью, они разборные и применимы в стесненном пространстве (бурение из подвала).

 

Станки буровые самоходные

СБГ-3320 создан на базе многоцелевой коммунальной техники МКСМ-800 производства оборонного АО «Курганмашзавод». Аналог СБГ-4320 расположен на базе полноприводной автомашины Газель. Станок СБГ-7541 работает на базе гидравлического экскаватора ЭО-5220. Это оборудование предназначено для сооружения вертикальных буронабивных и буросекущих свай, в качестве фундамента промышленных сооружений и стен котлована (несущих подпорных стенок) и т.п. География поставок СБГ – все крупные города России, Беларуси и Казахстана.

 

Буровой инструмент режущий

К производимым станкам завод параллельно изготовляет запчасти и буровой режущий инструмент. Причем, не только изготовляет, но и разрабатывает.

 

Бетонодоставочное оборудование

Направление возникло как попутное к производству буровых самоходных станков. Во время бурения скважины требуется одновременная подача жидкого раствора цемента – для образования сваи из грунтобетона. Поскольку буровые станки, о которых идет речь, работают в тесненных условиях, то и к бетоновозу предъявляются особые требования. СОЭЗ разработал различные модификации подземных машин для доставки и приготовления бетона.

Выпускаемые машины отличаются длиной, диаметром, расстоянием между колесными парами. Но их всех объединяет способность работать в тоннелях и горных выработках. Для бетонирования каркаса в Серебрянооборском тоннеле были разработаны бетоновозы емкостью 10 кубометров каждый, в комплекте с насосом и манипулятором для бетонирования.

Для щитовой проходки коммунальных тоннелей разработан ДБТ-4,0. Дизельный двигатель оснащен системой нейтрализации газов, что делает его безопасным под землей.

 


ООО «Скуратовский опытно-экспериментальный завод»

Директор завода Виктор Васильевич Антипов

Адрес предприятия: 300911, г.Тула, пос. Комсомольский, ул. Экспериментальная, д. 8

Тел.: (4872) 31-30-40, 31-36-18, 31-35-25

Коммерческий отдел: (4872) 31-38-40

Факс: (4872) 31-30-40

E-mail: seztula@mail.ru

Официальный сайт завода: http://www.soeztula.ru/